Французские шторы – изящество и изысканная роскошь пышных складок. Куда подойдут и как ими управлять
Французские шторы, впервые появившиеся в 17 веке при Людовике Тринадцатом, относятся к гардинам – лёгким нераздвижным занавесям на окнах.
Особенностями французских гардин являются:
- размещение по всей высоте комнаты – от потолка до пола;
- возможность вертикального подъёма полотна для доступа к оконному проёму;
- разделение единого полотна шнурами или лентами на вертикальные полосы, называемые фестонами;
- наличие свободно ниспадающих складок материала на фестонах в виде перевёрнутых арок по всей высоте шторы;
- использование в интерьерах, оформленных в классическом стиле и стиле барокко.
Многочисленные современные источники присваивают французской шторе название «маркиза», проводя аналогию между пышными складками одежды придворных дам и похожими складками штор на окнах. Однако важно понимать, что достоверных сведений, подтверждающих это высказывание, нет.
Содержание
Виды французских штор
Они различаются по нескольким признакам:
- стационарные или подъёмные;
- однофестонные или многофестонные;
- с ручным, механическим или электрическим способами подъёма полотна;
- короткие или длинные;
- наружного или внутреннего размещения.
Стационарные
Традиционное использование неподнимаемых полотен – выставочные залы, картинные галереи, административные и общественные здания, где нет необходимости в регулировании потока солнечного света через окна, а необходимая освещённость достигается внутренними источниками искусственного света. Основной материал стационарных французских полотен – белый шёлк, полупрозрачная органза, светлая вискоза.
Подъёмные
Используются преимущественно в комнатах, где необходима регулировка интенсивности проникающего в помещение солнечного света. Для подъёмных французских штор используются цветные полупрозрачные, непрозрачные и светлые светопроницаемые полотна. Размещаются на окнах, выходящих на южную и юго-восточную стороны.
С одним фестоном
С первого взгляда эту гардину можно принять за римскую, но отсутствие утяжелительной планки снизу и кулисок, закреплённых по высоте полотна, говорит о её принадлежности к французскому типу. Особенностью этого вида является ровное полотно по всей высоте и образование складок по нижней кайме за счёт подъёма шнуров, размещённых по боковым кромкам гардины.
Многофестонные
Их количество определяется плотностью ткани, шириной окна, высотой помещения и дизайном шторы. Обычными расстояниями между вертикальной тесьмой, шнурами или лентами, разграничивающими фестоны, считаются:
- 25 или 30 см при использовании органзы, тонкого льна или шёлка;
- до 40 см при использовании тюля, хлопка, льна средней плотности, атласа;
- до 50 см при использовании бархата или плюша.
Дизайнер интерьера или декоратор могут не руководствоваться указанными размерами, создавая тонкими тканями пышные складки фестонов в зависимости от целевого назначения комнаты.
Ручной подъём полотна
Производится с помощью вертикальных подхватов, закреплённых вместе с верхней кромкой полотна над окном. Высота подъёма регулируется путём подъёма ткани на нужную высоту, завязыванием в узлы лент подхватов и расправлением складок ткани. При ручном подъёме используется обычно два подхвата, образующих три фестона.
Механический подъём
Осуществляется за счёт сматывания вертикальных шнуров на единую, вращаемую с помощью цепного механизма штангу карниза. Концы шнуров, пропущенные через вертикальные кулиски в виде непрозрачных лент, закреплены на нижней кромке полотна шторы. При вытягивании шнуров полотно поднимается, собираясь постепенно снизу в более плотные складки.
Электрический подъём
Используется при большом количестве фестонов и широком проёме окна, когда общий вес тканей не позволяет использовать механические устройства из-за большой длины карниза.
Короткие
Используются в качестве декоративного элемента украшения оконных проёмов или панорамного остекления на окнах, выходящих на северную или северо-восточную стороны. Ткань может закрывать верхнюю треть окна, половину или всё окно, опускаясь до подоконника.
Обычной длины
Обычной считается длина полотен от карниза, где закреплена верхняя кромка ткани, до пола. На нижней кайме этих штор не размещают бахрому и украшения. В качестве материала используют белый или светлый хлопок, вискозу, атлас или шёлк.
Сдвижные
Несмотря на внешнее сходство с традиционной французской шторой, данный вид представляет собой сдвигаемое в сторону полотно с креплением к потолочному карнизу посредством пластмассовых или металлических крючков.
Где будут хорошо смотреться
Современные дизайнеры используют этот вид драпировки окон в исключительных случаях, соответствующих запросам заказчиков по оформлению изящных и изысканно роскошных интерьеров.
На кухне
Маленькие окна кухни редко украшают французскими шторами. Они сложны в обслуживании и недостаточно практичны в условиях повышенной влажности и перепадов температур. Появление подобных занавесей на кухне свидетельствует о желании её хозяйки внести в обыденную рутину элегантный и живописный штрих.
В столовой-гостиной
Большие столовые с широкими оконными проёмами, совмещённые с гостевой зоной и выходящие на южную сторону, украшаются французскими портьерами большого размера для внесения живого разнообразия в скучные линии мебели при двухцветной отделке интерьера. Причудливые тени, отбрасываемые складками гардин, создают положительные эмоции, поднимая настроение.
В гостиной
Любой интерьер гостиной, имеющий мебель в стиле барокко, требует присутствия французских штор на окнах. Только они способны поддержать живописные линии ножек, спинок и подлокотников кресел, боковых изгибов плоских поверхностей столов, создавая атмосферу исторической изысканности в комнате.
В спальне
Дизайнеры мало уделяют внимания французским гардинам в зонах отдыха, незаслуженно считая их лишь торжественными и парадными занавесями. Плавные линии многочисленных складок этих полотен вызывают позитивные эмоции, снимают напряжение, позволяют расслабиться, получив удовольствие от ночного отдыха. Это способны сделать полупрозрачные ткани тёмных оттенков из органзы, льна или хлопка.
В кабинете
Присутствие этих занавесей в деловых кабинетах считалось традиционным начиная с тридцатых годов двадцатого века. Изготовленные из белого шёлка пышные французские полотна нейтрализовали скучные линии стеновых панелей и мебели, компенсировали правильную геометрию рядов паркетных планок, создавая в помещениях атмосферу праздника.
Современные офисы и кабинеты имеют прагматическую направленность по созданию деловой атмосферы, поэтому французские шторы в них отсутствуют. Только классический стиль декорирования интерьера допускает их использование.
На лестнице
Редко встречающийся случай размещения двухфестонных штор на узких окнах лестничного марша в частном доме, вызванный необходимостью связать две однотипные отделки помещений на смежных этажах.
Выход на балкон
Особенность штор выглядеть красиво на панорамном остеклении и оконных проёмах разной высоты объясняет их применение для декорирования выходов на балкон. Например, белое или светлое полотно в сочетании с чёрными вертикальными кулисками и колокольчиками, подчёркивающее двухцветную строгость интерьера, разбавляет воздушными волнами ткани и торжественным видом однообразие отделки.
Подходящие ткани
Использование тканей зависит от некоторых факторов:
- Тип помещения. Для кухонь и совмещённых с ними столовых лучше использовать вискозу, лён или смесовые тонкие ткани на основе полиэстера. В спальнях выгодно будут смотреться органза, хлопок и тонкий лён. В залах и гостиных – органза и шёлк.
- Стиль интерьера. Наличие мебели классического стиля или в стиле барокко требует использования однотонного шёлка, полупрозрачной органзы, хлопка и льна белых, светлых или тёплых тонов, согласующихся с цветом обивки кресел, стульев и диванов.
- Размер оконного проёма. Чем шире оконный проём, тем меньший вес должно иметь полотно, снижая нагрузку на карниз. Для оконных проёмов шириной до полутора метров можно использовать любые ткани – лён, атлас, бархат и даже плюш, для проёмов до трёх метров – тонкий лён, хлопок и шёлк, для более широких проёмов – органзу.
- Расстояние между шнурами и количество фестонов. При малом расстоянии между шнурами – до 25 см – и большом количестве фестонов проще получить пышные складки из тонких тканей – органзы, вуали, муара. При интервале до 40 см складки хорошо формируются из тканей средней плотности – шёлка, хлопка, льна. Велюр, бархат и плюш, способные формировать только крупные складки, хороши для штор с широкими – 50-60 см – фестонами.
Преимущества и недостатки
Положительные качества:
- благотворное влияние на психологическое состояние человека;
- возможность использования при панорамном остеклении, на окнах любой ширины и высоты;
- совместимость с любыми видами портьер и ламбрекенов;
- способность плавной регулировки интенсивности освещения интерьера;
- универсальность применения в любых помещениях жилых, административных и общественных зданий.
Минусы:
- высокая цена изготовления, связанная с использованием труда квалифицированных специалистов;
- сложность обслуживания – стирки, сушки и глажения;
- проблематичность доработки штор при необходимости использования на другом окне.
Принципы работы карнизов
Карнизы для французских штор бывают нескольких видов:
- открытого типа;
- закрытого типа;
- с цепным приводом;
- со шнуровым приводом;
- с электроприводом.
Устройство и работа карнизов открытого типа
Корпус карниза крепится к стене или потолку через дополнительные кронштейны. К нижней части корпуса прикреплены каретки с блоками для сматывания шнуров. Через отверстия блоков всех кареток проходит металлическая штанга квадратного сечения, концы которой закреплены в конечной втулке и втулке цепного привода. Для поднятия полотна необходимо потянуть за цепочку с закреплённым снизу утяжелителем. Цепочка приводит во вращение втулку цепного привода и закреплённую в ней штангу. Через штангу вращение передаётся на каретки и блоки. При вращении блоков происходит наматывание и сматывание шнуров, и, как следствие, происходит подъём и опускание полотна шторы.
Устройство и работа карнизов закрытого типа
Устройство представляет собой кассету, выполненную из алюминиевого или пластмассового профиля с торцевыми заглушками, которая крепится к стене или потолку с помощью дополнительных кронштейнов. Внутри кассеты находится металлическая штанга с закреплёнными на ней при помощи винтов барабанами намотки шнуров. Концы штанги закреплены в торцевой заглушке с одной стороны и во втулке с цепным приводом – с другой стороны кассеты.
Для поднятия или опускания шторы необходимо потянуть за цепочку, которая приводит во вращение втулку цепного механизма и штангу кассеты.
Устройство и работа карнизов со шнуровым приводом
Устройство представляет собой корпус из металлического или пластмассового профиля, закрепляемого на стене или потолке. В нижнюю продольную щель профиля вставлены кронштейны с пропущенными через них шнурами. Одни концы шнуров, пропущенные через вертикальные кулиски на шторе, закреплены на нижней кромке полотна, другие концы, проходящие через отверстия в кронштейнах, собираются в единый пучок шнуров в блоке. Перемещение пучка шнуров под действием веса шторы сдерживается при помощи ограничителя, регулирующего величину подъёма и опускания полотна шторы.
Карниз с электроприводом
Представляет собой кассету закрытого типа, внутри которой располагается трубчатый электродвигатель. Через ротор электродвигателя проходит металлическая штанга, на которой закреплены блоки с намотанными шнурами. Двигатель управляется дистанционно с пульта или через тройную клавишу, размещённую на стене.